Что за дьявол в этих финнах?
Отчего финны так хороши за рулем?
Джейсон Барлоу собрался выяснить, как езда в заносе становится второй натурой.
текст статьиКОГДА ЯРИ-МАТТИ ЛАТВАЛА РАЗЛОЖИЛ свою машину о семейный комбайн, отец решил, что сыну пора приступать к пилотажу всерьез. Сельхозтехнику Яри-Матти таранил на Sunbeam Avenger, бывшем раллийном болиде Генри Тойвонена. Его заменили на Opel Ascona и отправили парня учиться на озерный лед. Ему было восемь лет. Теперь Латвала - пилот заводской команды Ford WRC, и его портрет крупным планом красуется перед вашими глазами.
Яри-Матти - самый молодой в длиннющей плеяде финских автобогов. Его еще на свете не было, когда в 1982 году Кеке Росберг выиграл Чемпионат мира "Формулы-1". Этот триумф, как считают многие обозреватели, пробудил в финнах интерес к Гран-при. До этого они предпочитали крушить всех в ралли. Помните отморозков с непроизносимыми именами: Рауно Аалтонена, Ханну Миккола и Ари Ватанена? Сейчас, в 2008 году, Латвала присоединился к Микко Хирвонену в Ford. А Хейкки Ковалайнен - к Льюису Гамильтону в McLaren. Что дает ему шанс обогнать своего земляка, невероятного грубияна и чемпиона мира Кими Райкконена. Ах, Кими! В прямом эфире он брякнул Мартину Брандлу, что пропустил чествование Михаэля Шумахера на его последнем Гран-при, потому что ему "надо было покакать". Перебрав водки в одном лондонском баре, Кими, говорят, вырубил своего старого приятеля. Короче, он сейчас не только лучший в мире пилот, а еще и редкая головоломка.
Как, впрочем, и сама Финляндия. Главные статьи ее экспорта - водка, Nokia и отвязно-нигилистичный death metal. А еще - дьявольски талантливые звезды кольцевых гонок и ралли. Отчего же эти финны такие чумовые? Может, их чем-то другим кормят или поят? Неужели в шестой по величине стране Евросоюза, где живет всего 5,3 млн человек, все носятся сломя голову? И вот мы прилетаем в Хельсинки...
Конечно, огромную роль играет погода. Стоит случиться снегопаду, и дороги большей части Европы встают. В Финляндии, что неудивительно, все иначе. Едва отъехав от здания аэропорта, мы уже видим, как кто-то мастерски вылетает на автостраду боком. Покрытую свежевыпавшим снегом, очень скользкую автостраду... А этот парень -Пекка Кактаммаегоиммя - в скольжении пролетает весь выезд на главную дорогу. Потом некто на Skoda Octavia на перекрестке непринужденно исполняет разворот с ручником. Да и на заправку финны, судя по всему, предпочитают въезжать тем же манером, вписывая машину аккурат лючком бензобака к пистолету.
Финны необычайно сдержанны. Характер у них, мягко говоря, нордический. Наш гид Пекка Кайдесойя, который 15 лет комментировал WRC на финском телевидении, шутит: "На Маркуса Гронхольма никто не обращал внимания, пока он не заработал два титула чемпиона мира". Да, удивить этих людей непросто.
"Финны традиционно лидируют в автогонках, потому что это борьба одиночек, - говорит Пекка. - За многие годы мы привыкли выживать в суровых условиях и в одиночку.
А восторгаться мы просто не умеем. Да и чем тут, собственно, восхищаться?"
Он прав. Здесь холоден не только воздух. Мы приехали в Вантаа, где родился Мика Хаккинен, дважды становившийся чемпионом мира на McLaren, Через дорогу от школы, где он учился, торчит стальной шест, установленный в память о его победах в 1998 и 1999 годах. Скромнее некуда. За ним убирает снег дядька, который сообщает, что с Микин учитель физкультуры. Рассказы: что Хаккинен хотел стать сварщиком. И бы, если бы его не совратила карьера гонщика. На улице -5° С...
Вскоре мы оказываемся на окраине родины Райкконена. Хотим посетить картинг, где и он, и Хаккинен впервые приобщились к автоспорту. Если шест в честь Микки более чем скромен, то это место вовсе кое: проедешь мимо - не заметишь. А парочка антикварных Austin Princess рядом - вообще сюр какой-то.
Картодром совершенно не похож он больше смахивает на Парк Горького Ничто не выдает в нем арену, где началась карьера двух великих пилотов Формулы-1". Шаткий насест-трибуна, а судейская вышка не падает только потому, что примерзла... Однако место исполнено потрясающего очарования. Наверное, оттого, оно - антипод мира современного автоспорта им. Б. Экклстоуна. Может быть, в финских мозгах недостает кого-нибудь шарика-ролика? В городе Инку на побережье мы пьем кофе с недавно вышедшим на пенсию Маркусом Гронхольмом. В кафе его торгового центра. Вот это прыжок, а?! От лихих заносов и трамплинов на раллийных допах - одним махом к мягкой мебели.
"Юха (Канккунен) говорит, что у всех успешных финских пилотов «пустая голова и тяжелая правая нога», - смеется он. - Грубо, но справедливо. В Финляндии раллийные традиции очень сильны. И инфраструктура давалась годами". Гронхольм полагает, что большую роль играет то, что финны садятся за руль гораздо раньше, чем получают права. Его отец Ульф тоже был успешным пилотом и погиб в аварии на тестах, когда Маркусу было 14 лет. Но успел приобщить сына к премудростям гонок на старом Beetle. На ферме Гронхольма эта традиция жива: у его юного отпрыска Николаса уже есть своя "полевая" машина - Opel Kadett 1987 года.
А в огромном сарае Маркус хранит безупречный 206 WRC: "Из всех моих раллийных машин это самая любимая". С ним соседствуют пикап Peugeot 404 начала 70-х, гидроцикл, огромный снегоход и трактор Massey. Серебро - награды за 30 побед в WRC распихано по подоконникам.
Очередное доказательство того, что гордость за свои успехи и безразличие к побрякушкам соседствуют в финских душах на равных.
Но не скажешь, что финны не умеют быть жесткими, когда на них находит. И что их лидерство, особенно в ралли, - счастливая случайность. Мы удостоились редкой аудиенции у босса финского автоспорта Тимо Юхки. Обитающий в Швейцарии магнат корабельных перевозок и антрепренер, Юхки создал эффективную систему менеджмента поиска и подготовки пилотов. Ему обязаны карьерой Юха Канккуннен, Томми Мякинен, Харри Ровенпера и, с недавних пор, Яри-Матти Латвала. Он знает, как заставить этих парней работать. Что и принесло его компании восемь чемпионских титулов, 52 победы, 190 подиумов - это пока.
"Решительность - вот суть финского национального характера, - говорит он. - Так что финская душа как нельзя лучше походит для автоспорта. Спорт индивидуальный, в нем требуется решительность, расчет, дальновидность и умение выдерживать огромное напряжение".
Фирма Юхки возвела поиск талантов в ранг науки. Для определения потенциала пилота он использует военные методики психоанализа.
"Мы исследуем личность по семи главным параметрам. Пилотов мы делим на три категории: «несомненный чемпион», «может стать чемпионом» и наконец, «может не стать чемпионом»". Юхки улавливает самую суть финского менталитета.
"Определенная импульсивность полезна, но в меру. Надо сдерживать свои эмоции". Юхки говорит, что Латвала из первой категории - полноценный экземпляр, идеальный продукт чистой пробы. Запомните это имя. Снаружи снова идет снег, движение в Хельсинки в самом разгаре. Город кишит мастерами за рулем... что наводит нас на мысль, а не будет ли Юхки искать материал вне Финляндии?
"Я думал об этом, да, - он делает паузу. - Я мог бы поработать с иностранцами. Ну, чтобы показать, что и такое возможно..."
@темы: другие гонщики, чемпионат: WRC, материал: статья, чемпионат: Formula One